День рождения оркестра

Подробная информация

21 марта 2013
Московский международный дом музыки (Светлановский зал),
Москва, Космодамианская набережная, д. 52, стр. 8
Начало в 15:00

Дополнительно

"

Сюита для симфонического оркестра «Шехеразада» написана Римским-Корсаковым по мотивам знаменитых арабских сказок «Тысяча и одна ночь». «Я имел в виду четырехчастную оркестровую сюиту... являющуюся как бы калейдоскопом сказочных образов и рисунков восточного характера», - говорил композитор. Несмотря на то, что в музыке «Шехеразады» нет ни одной подлинно народной восточной мелодии, она воспринимается именно как восточное повествование. Мелодические обороты, ритмы, оркестровые краски, характерное применение ударных инструментов — все говорит о глубоком проникновении композитора в сущность музыкального языка народов Востока. Несколько самостоятельных, законченных по форме и содержанию, ярко контрастных между собой частей объединены общей программой и общим музыкальным замыслом. Таким объединяющим стержнем является музыкальный образ Шехеразады. В этом образе воплотилась рожденная народной фантазией легенда о происхождении арабских сказок «Тысяча и одна ночь».

Из имевшихся в первом издании ""Шехеразады"" названий частей сюиты, из бесед композитора с друзьями известно, какие именно эпизоды ""Тысячи и одной ночи"" вдохновили Римского-Корсакова. В первой части – это море и корабль Синдбада-морехода. Вторая часть – рассказ Календера-царевича о чудесах, виденных им в путешествиях. Третья часть – лирическая сцена (Царевич и Царевна). В четвертой части – две самостоятельные картины: праздник в Багдаде и корабль, разбивающийся о скалу с медным всадником.

Кульминация «русского» периода И.Стравинского – балет «Весна священная». «Весна священная» воскрешает языческую Русь, ее природу, игрища предков, охваченных инстинктом продолжения рода, подчиненных обрядовому календарному кругу, приносящих жертву ради жизни, ради весеннего обновления земли. Эти «картины языческой Руси» властно утверждают культ природы, ее сил, пробуждающихся весной. В ""Весне священной"" складывается оригинальный авторский тип симфонической концепции. Основу ее составляет ритуал с его строго предустановленным церемониальным порядком, сюжет в традиционном понимании в нем отсутствует. В типичном для Стравинского остинатно-вариантном развитии музыкального материала ведущее значение приобретает ритм. Он становится конструктивным и смысловым ""ядром"" концепции композитора. Ритм, срастаясь с тембром и интонацией, гармонией и фактурой, берет на себя образно-тематические функции и раскрывает драматическое содержание происходящего.

Рассвет. Племя собирается на праздник Священной весны. Начинается веселье, пляски. Игры возбуждают всех. Действо умыкания жен сменяется хороводами. Далее начинаются молодеческие мужские игры, демонстрирующие силу и удаль. Появляются старцы во главе со Старейшим-мудрейшим. Обряд поклонения земле с ритуальным поцелуем земли Старейшим-мудрейшим завершает яростное «Вытаптывание земли». Глухой ночью девушки избирают великую жертву. Одна из них, Избранная, сделается заступницей племени. Старцы начинают священный обряд.

"

Бронирование билетов:
+7 (916) 866-99-99