"
Ночь... Самая загадочная, таинственная и оттого еще более привлекательная пора… Космическая бесконечность…Яркая луна, мириады звезд на небе, свежий ночной ветер и аромат пышных цветущих садов…
«Ночь в Мадриде» Глинки явственно и зримо воспроизводит атмосферу южной летней испанской ночи. Написана композитором после возвращения из Мадрида и под впечатлением от народных испанских песен и танцев. В симфонических впечатлениях (по обозначению автора) «Ночи в садах Испании» для фортепиано с оркестром Фалья сочетает характерные особенности французского импрессионизма с испанской основой. Музыка ""Ночей в садах Испании"" соткана из народных интонаций и ритмов. По тонкости рисунка, мастерству использования инструментов это одна из лучших партитур композитора. В галантный мир куртуазной любви и утонченных отношений погружает нас невероятно популярная «Маленькая ночная серенада» Моцарта и Концерт для флейты с оркестром «Ночь» Вивальди.
Но бывают и другие ночи. Краткое содержание, предпосланное Мусоргским к своей музыкальной картине «Ночь на Лысой горе»: «Подземный гул нечеловеческих голосов. — Появление духов тьмы и, вслед за ними, Чернобога. — Величание Чернобога и Черная служба. — Шабаш. — В самом разгаре шабаша раздаются отдаленные удары колокола деревенской церкви, они рассеивают духов тьмы. — Утро.»
И представление о лунной ночи Дебюсси - утонченная звуковая игра, полная намеков и символов. «Музыка существует для невыразимого; я хочу, чтобы она как бы выходила из сумрака и моментами возвращалась бы в сумрак; чтобы она всегда была скромна», — писал композитор.
"